Про схемы метро

11 ноября 2012, 1:15

В очередной раз пошла какая-то любимая дизайнерами движуха про переделку карты метро. Да, карта неудобная, непродуманная и некрасивая. Но москвичи, как и любые вынужденные пользователи неудобных систем, к ней как-то привыкли, научились пользоваться и любое изменение ими будет воспринято в штыки.

У приезжих и иностранцев же схема вызывает дикий ужас и непонимание. Но чтобы помочь и тем, и другим, достаточно сделать минимальное изменение, не затрагивающее надсистему: добавить каждой линии помимо названия — букву, а каждой станции помимо имени — порядковый номер.

Любому приезжему, пусть даже не владеющему русским языком, будет гораздо проще найти на схеме станцию G3, чем станцию «Преображенская площадь». Так как надо всего-лишь найти линию, а потом отсчитать на ней три станции (ведь все они идут по порядку).

Названия станций для иностранцев становятся второстепенной информацией. Все точки назначения для них можно указывать через номера станций. Ими же может быть записан любой маршрут: G3 → B8. Или он же с промежуточными станциями: G3—G8 → B10—B8.

Побочным положительным эффектом в такой нумерации является устранение путаницы в направлениях движения поездов. Теперь они становятся очевидными — по увеличению номера станции или по уменьшению. Да и следить за своим маршрутом гораздо проще. Так как проезжая станцию G5, гораздо легче понять, что до станции G8 осталось 3 остановки, чем понять сколько станций осталось до «Охотного ряда», проезжая «Красносельскую».

Москвичам же введение дополнительной нумерации никак не помешает. Они будут продолжать пользоваться схемой привычным образом.

3 комментария РСС

Столешников

Не перестану повторять, что не карту нужно переделывать, а навигацию на станциях.
Как минимум — пронумеровать все выходы из метро (из переходов в том числе).

«Выход номер 6» гораздо более понятен, чем «первый вагон из центра, выход из метро направо, третий выход налево из перехода».

Разве, блин, сложно, повесить несколько табличек, да в метро на указателях писать — с какой стороны какие выходы?

Антон Шеин

Согласен, что переделывать нужно не только карту. Но это разные задачи: карта — для планирования маршрута, навигация на станциях — для его исполнения.

Егор Козлов

Допустим, ваша методика начала работать в реальной жизни. Вы пишете «Любому приезжему, пусть даже не владеющему русским языком, будет гораздо проще найти на схеме станцию G3, чем станцию „Преображенская площадь“. Так как надо всего-лишь найти линию, а потом отсчитать на ней три станции (ведь все они идут по порядку).», но что, если на линии добавится ещё одна станция перед той, которая сейчас, к примеру, получила название G1? Снова перенумеровывать все станции?

Антон Шеин

Как уже сказал Валера комментарием ниже, самое простое решение — начинать нумерацию не с нуля, а, например, с 10 или 100. Хотя, Токийское метро как-то обошлось без этого: http://dosmeses.files.wordpress.com/2011/09/tokyo-metro-map-large.gif

При всей монстрозности схемы, найти нужную станцию по номеру достаточно просто. Для сравнения попробуйте быстро найти станции M11 и Nihombashi.

Денис Попов

В Киеве ввели нумерацию прошлым летом. Линии пронумерованы от 1 до 3. Начальная станция первой линии имеет номер 110 (проблема, о которой говорит Егор, очевидна), следующая — 111. Для долгостроимых станций зарезервированы пропуски в нумерации. Осталась всего одна проблема: сделать, чтобы номера станций имели практическое применение. Сейчас пользоваться ими невозможно. Узнать, что ты на станции 217, можно лишь выйдя на ней, отыскав глазами схему линии на путевой стене.