Мелочемат

2 марта 2012, 12:46


Мелочь — штука неудобная. Убирать в кошелёк её каждый раз лениво, поэтому она накапливается в карманах, там она тоже мешается и поэтому выкладывается в прихожей, где копится до тех пор, пока не начинает мешать. После чего совсем непонятно куда её девать. Выкидывать деньги — плохо, расплачиваться мелочью — неудобно.

Давайте подумаем, как можно решить эту проблему с помощью дизайна услуг.

Монетоматы
Как вы уже догадались по картинке, иллюстрирующей пост, первый вариант решения проблемы — установить мелочематы в людных местах. Например, на станциях метро и магазинах.

Аппараты с монетоприёмниками уже существуют, но монеты в них предлагается загружать по одной штуке через прорезь. Это долго, муторно и пользоваться таким аппаратом станут только люди, которым делать особо больше нечего. Но даже при таком неудобном способе загрузки монет, выручка киоска, по заявлению рекламы поставщика оборудования, увеличивается на четверть по сравнению с аппаратами без монетоприёмников.

Чтобы монетоматами стало удобно пользоваться, нужно сделать загрузку монет в них естественным способом — высыпаешь монеты в удобное большое отверстие, киоск сам их пересчитывает и остаётся только выбрать как эти деньги использовать.

Я бы даже предложил сделать монетоматы отдельными устройствами. Тогда бы можно было сильно упростить их интерфейс, увеличить объём под монеты и повысить их пропускную способность.

Типичный сценарий их использования выглядел бы тогда так: идёшь мимо монетомата, вспоминаешь, что в кармане завалялась мелочь, выгребаешь её, за несколько секунд кладёшь её на телефон и с чувством свободных карманов идёшь дальше.

Даже если в монетоматах поднять комиссию — всё равно ими будут пользоваться, так как мелочь деть просто больше некуда. А в месяц мелочи накапливается рублей на 300, так что это был бы неплохой дополнительный оборот для платёжных систем.

Кроме того, такие аппараты стимулировали бы людей заводить себе различные киви-кошельки и т. п., что тоже полезно для операторов.

Карты лояльности
Второй способ избавиться от мелочи — предотвратить её появление.

Например, заведя карту лояльности в магазине, можно указывать, что сдачу меньше 10 или 100 рублей нужно автоматически переводить на эту карту. Тогда всякие карты Перекрёстка, Ашана и т. п. станут более полезными и их станут чаще заводить.

Также можно указать, чтобы сдача не копилась на карте, а сразу уходила на телефон, благотворительность или другие виды платежей.

Магазину это выгодно не только потому, что это увеличивает оборот (не сильно, но всё-таки), но и потому, что люди будут чаще заводить карты лояльности. Кроме того, меньше нужно будет возиться со сдачей, обслуживание станет быстрее, это увеличит пропускную способность касс и, как следствие, дополнительно поднимет выручку.

Дети
Нет, не в том смысле, что нужно использовать детский труд для того, чтобы уничтожать мелочь. А в том смысле, что можно придумать как дети бы с удовольствием её тратили.

Например, в местах большого скопления детей с родителями (например, в отделах магазинов, куда взрослые ходят за покупками для себя, но вынужденно берут с собой детей), можно ставить киоски-аттракционы, единственная задача которых — продавать виртуальные лакомства виртуальным питомцам. Причём, стоимость такого лакомства может быть от 10 копеек до 10 рублей.

Прелесть этого способа в том, что продаётся виртуальный контент за реальные деньги (естественно, есть стоимость киоска, разработки питомца, электричества и т. п.).

Дети известны своей способностью вытягивать деньги из родителей на всё, что попадает в поле из зрения, а тут можно будет откупиться от них горстью мелочи. К тому же, это позволит занять их внимание надолго, пока вы, например, выбираете себе новый ноутбук.

Урны для мелочи
Ну и напоследок ещё один способ. Можно сделать просто специальные урны для мелочи и поставить их также в людные места. Такие урны и сейчас есть, но с той же ошибкой, что и существующие монетоприёмники — деньги в них нужно класть через узкую неудобную щель.

Ситуация осложняется ещё и тем, что такие урны специально «присаливают» несколькими крупными купюрами в надежде на то, что люди положат туда такую же. Но в результате людям становится просто неудобно высыпать туда мелочь, а класть крупные купюры они тоже не спешат.

В нормальные урны мелочь должно быть легко высыпать. Отверстие должно быть достаточно крупным, чтобы сделать это можно было на ходу.

Кроме того, не нужно клеить на эти урны фотографии несчастных детей и животных — у людей и так есть потребность избавиться от мелочи, а угнетающие фотки могут их только отпугнуть в таком случае.

Собранные деньги из этих урн можно направлять на благие дела.

P.S.: Обсуждение статьи на Хабре

Эгея-бонус
С этого момента, во всех статьях, которые я публикую в личном блоге и на Хабре одновременно, в версию для личного блога будет включаться бонус, которого не будет на Хабре.

Виртуальный бомж и виртуальный гопник
В качестве социальной акции, можно сделать специальные монетоматы, стилизованные под бомжей, которые просят копеечку. Так как отдавать двух килограммовый мешок мелочи человеку в переходе как-то неудобно, а высыпать его в автомат — самое оно. Деньги будут поступать на счёт социальных служб.

При этом такой монетомат можно сделать даже без подсчёта денег. Но обязательно интерактивныйм, чтобы после того, как насыпал монеток, он тебя благодарил.

А ещё можно сделать такой же социальный автомат-гопник. Он будет отжимать мелочь (опять же на нужны социальных служб, предлагать выбросить пачку сигарет чтобы перестать курить, или избавиться от старого сотового телефона, аккумуляторов, батареек и другой вредной мелкой техники.

При этом такой аппарат должен быть оснащён датчиком движения и освистывать проходящих мимо людей.

7 комментариев РСС

Роман Баранов
Зачем нужны карты лояльности (и все остальные перечисленные способы решения проблемы), если уже есть банковские карты? Пластик прекрасно решает проблему мелочи, если распространён повсеместно.
Антон Шеин
Теоретически — да. На практике же пока пластик не решил эту проблему. Попробуйте посчитать соотношение оплат по карточке и наличными в каком-нибудь среднем супермаркете вроде Перекрёстка или Ашана.
Роман Баранов
На практике пластик не решил эту проблему в России, однако решил её, например, в США (насколько мне известно).

Просто все перечисленные способы — это, по сути, костыли. Очевидно, что всё идёт в направлении пластика и интернет-банкинга, так почему бы не идти с этим по пути?

Развивать инфраструктуру использования пластика должны, вероятно, банки. В теории, это сделать должно быть куда проще и дешевле (т. к. инфраструктура уже создана, её нужно просто повсеместно распространить), чем спроектировать, произвести и повсеместно распространить любой из предложенных вами вариантов.
Антон Шеин
Пластик — это решение в надсистеме. И если бы проблему удалось решить так, было бы круче.

Но если браться за такое решение, то ещё круче было бы обойтись вообще без пластика. Например, в Японии для повседневных покупок используют телефоны. Ещё более крутым решением было бы обойтись и без телефоов.

Но если уж речь зашла о штатах, то там, как раз, машинки по переработки мелочи есть (на Хабре ссылку дали в комментариях): http://www.youtube.com/watch?v=oj4SKgqHhRc
Антон Ловчиков
Хочу заметить, что проблема с мелочью актуальна, думаю, только для крупных городов, где минимальная сумма платежа для большенства населения превышает рублей 30. У нас в Воронеже, например, общественный транспорт стоит 9 и 10 рублей. Поэтому мелочь улетает только так.
Илья С.
Свистящий автомат — это круто, да
Антон Чигур
Ну правильно. Есть у нас с партнером концепт проекта. Завершены переговоры как с производителем оборудования http://www.youtube.com/watch?v=pDeHhvW75yw, так и с ритейлерами. Нужны инвестиции. Кто реально может найти на пилот? Сначал рускификация, интеграция с ритейлерами и пробная эксплуатация полгода. Потом широкомасштабное наступление на рынок СНГ. http://www.digiq.ru/ Блог пока закрыли — мыли кости йоте и вконтакте — наехали... Хрен с ними
Павел М.
Предлагаю просто отдавать деньги уличным музыкантам.
@GlebVelikanov
Принимать мелочь пачками — это круто. А карты лояльности для мелочи будут бесполезны, в будущем.